items

Осторожно, мошенники!

На просторах Интернет-сети достаточно много рассказов о недобросовестных сервисных организациях, которые на поверку занимаются просто банальным мошенничеством. Мы тоже внесем свои «пять копеек» в данную тему.

Чаще всего «развод» выглядит как изображение бурной ремонтной деятельности с последующим накручиванием цены, обоснованным, например, вновь открывшимся «техническим обстоятельством» или внезапным подорожанием запчасти. Вменяемый потребитель, разумеется, отказывается от продолжения действа, но в любом случае с него причитается за проведенные диагностические работы. Или же какие-то работы якобы проводятся, но удовлетворение от ремонта, выполненного «качественно и быстро», моментально испаряется после первого же включения устройства, как и некоторая денежная сумма ранее. В общем, способ извлечения выгоды зависит от каждого конкретного случая и устройства.

При таких обстоятельствах какая-либо помощь уже чаще всего запоздала, поэтому мы постараемся разобраться, как не попасть в такую ситуацию и избежать впоследствии чрезмерные затраты нервов, времени и, разумеется, денег.
Для простоты восприятия опишем основные признаки «сервисов» схематично и перечислим их отличительные черты и на что особенно обратить внимание:

1. В содержании Интернет-сайта сервиса содержится информация только рекламного характера, причем с преувеличениями и максималистским наклоном. Чаще всего это:

  • федеральная сервисная сеть (с частными телефонами);
  • в названии использован известный бренд;
  • работа круглосуточно и без выходных;
  • выезд курьера;
  • как можно больше всего бесплатного: консультация, диагностика, подарки, заведомо оформленные скидки;
  • чрезмерное количество форм обратной связи, навязывающее обращение;
  • слащавые и наивные отзывы.

2. А вот значимая информация может отсутствовать (хотя это не обязательно, но нужно обратить внимание в купе с остальными деталями):

  • юридические реквизиты организации;
  • отсылка на производителя указанного бренда;
  • отсутствует информация об авторизации;
  • при указании какого-либо бренда отсутствует информация о гарантийных обязательствах;
  • невозможность отслеживать статус ремонта по серийному номеру;
  • отсутствует иная смежная информация, касающаяся бренда, организации и т.п. (то есть присутствует только реклама ремонта).

Поясним некоторые детали:

Если мастерская позиционирует себя именно как сервисный центр какого-то бренда, то в первую очередь указывается информация об авторизации. Платный ремонт, а тем более с неоднократным утрированием о бесплатных фишках, обычно позиционируется особняком. Важно понимать одно обстоятельство: авторизованный сервис, если он серьезно относится к авторизации и репутации, заинтересован в стабильных выплатах производителем, иногда даже в большей степени, чем в непостоянных доходах от платных услуг, поэтому информация об авторизации стоит в авангарде.
Многие производители частично или вообще не распространяют запчасти за пределы своих авторизованных сервисов (например, Samsung или Apple), поэтому если вы увидите вывеску «оригинальные запчасти от производителя» в ремонтной мастерской, задумайтесь и проверьте все еще раз.

Авторизация — это ряд жестких условий и правил, обязательных к исполнению, поэтому принцип «все для клиента» в нормальных сервисах не работает. Бесплатные круглосуточные курьеры с бесплатной диагностикой сломают всю логистику (к слову, диагностика, и почему она на самом деле практически всегда «бесплатная» — тема для отдельной статьи).

Нормальный сервисный центр обычно имеет авторизации на ряд брендов, речь может идти даже о нескольких десятках.

Но все же, если есть сомнения по поводу идентификации перечисленных отличительных особенностей, то последующие действия должны быть такими:

Ищите официальный сайт производителя. Российский «филиал» обязательно имеет англоязычного «старшего собрата» и возможные «филиалы» на других языках — это отличительная особенность поможет Вам не ошибиться. Домен сайта должен быть первого уровня и содержать только наименование производителя (например, www.asus.com/ru/). Ищите контактные данные авторизированных сервисов, в РФ изначально это будет центральный московский, если не найдете региональный, звоните туда и спрашивайте про Ваш город. И разумеется, частных номеров местных сотовых операторов у головного сервиса быть не может.

Если хотите обратиться не к «официалам», то выбор ремонтных мастерских, осуществляющих постгарантийный ремонт, в некоторой степени усложнится. Но есть и у них отличительные особенности. Чаще всего форма собственности мастерских является ИП, а не ООО. Сайт обычно информативен с технической точки зрения, без лишних обещаний и услуг — нормальный мастер знает, что курьер не окупиться, если у устройства просто отошел какой-либо шлейф или окислился контакт. К тому же перевозка сложной техники (особенно по нашим дорогам) возлагает на ремонтную организацию дополнительную ответственность. Мастерская не будет прятаться и за громкими брендовыми названиями — если есть возможность ремонтировать ноутбуки, то «чьих они будут» не имеет значения абсолютно, соответственное и позиционирование в рекламе (хороший пример — http://nbzip.ru/).
Еще было бы не плохо в любом случае поинтересоваться стоимостью работ и запчастей для дальнейшего сравнения — очень часто стоимость в частных ремонтных мастерских возрастает, как это ни банально, из-за выступления их в роли посредника.

И в любом случае, заранее поинтересуйтесь у знакомых, на форумах и т.п. кому стоит доверить свою технику — сарафанное радио всегда работает правильно. Это относится и к авторизованным сервисам. Еще одна важная деталь: в любом городе есть получившие известность сервисы и мастерские, и надо понимать, что можно наткнуться и на отрицательный отзыв. Если это на фоне положительных, то это подтверждает правило — кто не работает, тот не ошибается — не всегда удается без огрехов починить технически сложное устройство, и никто не может гарантировать, что оно повторно не сломается.

Если все-таки решили сходить посмотреть на сомнительный сервис, не несите технику сразу, попробуйте узнать юридическое лицо и по возможности проверьте его самостоятельно (в сети Интернет достаточно много порталов, предоставляющих информацию о юридических лицах):

Что должно насторожить:

  • обширная география адресов, учредителей и директоров;
  • частая смена организаций (в основном ООО), оформленных на конкретные физ. лица;
  • место массовой регистрации.

И, конечно же, доверяйте интуиции — если «спиной» чувствуете, что «что-то не то», ищите и перепроверяйте информацию.

P.S.

Как ни печально, все вышеописанные манипуляции недобросовестных мастеров мы называем «мошенничеством» условно. Как говорится, состав преступления де-юре отсутствует. Но он отсутствует именно по причине несовершенства законов, регулирующих услуги в области сервисного обслуживания технически сложного оборудования. И естественно логика построения «обслуживания», направленная против потребителя, выстроена основываясь именно на технических особенностях предмета обсуждения и на психологии его восприятия. Так что все зависит от каждого человека, его понимания проблемы и степени освоения необходимых знаний в данной области.